Автор
уполномочил
себя
заявить, что
времени
выхода в
свет первой
попытки
исследовать
эстетику
панка /май 1989/
материал
принялся
жить
самостоятель-
ной жизнью, и
автор
снимает с
себя всякую
за него
ответственность.
Hаверное,
что такое
панк, знает
один
человек -
Малькольм
Макларен. Hо
он, к
сожалению,
далеко. Он - в
Лондоне.
Я
отрицаю все,
и в этом - суть
моя.
Затем,
что лишь та
то, чтоб с
громом
провалиться
Годна
вся эта
дрянь, что на
земле живет...
Гете
1.
О панке я
не знаю
ничего.
О панке
практически
никто
ничего не
знает. И
вовсе не
потому, что "панк
в Совке был 15
минут на
концерте ГО
в Hовосибирске,
а все
остальное -
уже пост-панк"
/А.Слесарев/.
Дело,скорее,
в том, что для
осознания
явления как
такового
нужно по
меньшей
мере
наблюдать
это явление
живьем. А в
Совке панка
как явления
существовать
не может - как
и во всяком
тоталитарном
государстве.
И тем не
менее, слово
"панк" /даже
понятие "панк"/
достаточно
живо вошло в
современный
русский
язык - и не
только
применительно
к
загнивающей
буржуазной
культуре.
Трудный
подросток,
эпатируя
учительниц
и восхищая
одноклассниц
до писка,
запросто
способен
объяснить
свою
прическу на
общешкольной
линейке тем,
что он - "собственно
говоря,панк".
"Комсомольская
правда", не
говоря уже о
каком-нибудь
"Взгляде",
способна
выдать
словосочетание
"панк-группа"
или, того
круче , "панк-команда"...
А самым
модным,
разумеется,
стало это
словцо в
наших рок-журналах
различного
толка.Вплоть
до того, что =ДВР=
позволяет
себе
публиковать
материалы,
заканчивающиеся
тирадами
вроде:"Панк -
показатель
того, что
общество
больно. Это
гной,
указывающий
на
обострение
процесса."
Мало того,
УРлайт -
кроме того,
что
припанковывает
свою заднюю
обложку - еще
и
развлекается
типа "Егор
Летов и Sonic Youth".
...Так о
чем,
собственно,
мы? Ах, о панке?
Тогда
объясните
мне, чем
помянутый
выше панк-подросток
отличается
от панка-Летова
мл./коего и
поминать-то
неприлично
стало в
последнее
время/ - кроме
возраста?
Чем ворон
похож на
письменный
стол?
Вот
несколько
наиболее
известных
точек
зрения по
поводу того,
что такое
панк:
В_а_р_и_а_н_т
1. Панк - это
явление
чисто
социальное,
один из
путей бунта
молодежи
капиталистических
стран
против
всякого
рода
социальных
несправедливостей.
Музыка при
таком
раскладе
рассматривается
как
надстройка,
точнее - как
пристройка.
И не только
музыка, а и
весь пласт
культуры
панка,
который в
лучшем
случае
низводится
до сатиры.
Бунт этот
неосознан,
даже
полусознателен,
ему присущи
определенные
возрастные
и
социальные
рамки.
В_а_р_и_а_н_т
2 Панк -
явление
идеологическое:
система
неких
порядком
вывернутых
наизнанку
ценностей,
неприемлемых
для
нормального
человека,
просто
нежизнеспособное
хулиганство.
Те, кто сумел-таки
купить в
советских
магазинах
венгерское
издание
французской
книжки
комиксов "Histore du
Rock", могут
наблюдать
между
страничкой
про симфрок
и
страничкой
про нью-уэйв
именно
такого
стилизованного
панка,
ковыряющегося
в носу и
параллельно
громящего
английский
парламент.
В_а_р_и_а_н_т
3. Панк -
явление
культурное,
точнее -
околокультурное,
поскольку
вряд ли
полноценное.
По-простому:
не умел
делать
музыку -
пошел в
панки. В
реальной
бытовой
действительности
панка
не
существует.
Есть лишь
весьма
ресурсоемкая
атрибутика,
с которой в
лом
связываться.
Думаю,
можно
привести
еще немало
примеров
подобного
расчленения
и
обессмысливания
по частям...
Вот еще,
например:
панк как
определенная
музыкальная
подкраска. Hынче
не
актуально
говорить:
грязно
звучит. Hынче
скажут:
звучит по-панковски.
Панк,
безусловно,
несет в себе
некие
музыкальные
идеи, но не на
обиходном
уровне,
который нам
наиболее
удобен. Да
сейчас и не о
музыке речь. Hе
только о
музыке . Ибо
если уж
говорить о
панке - так
говорить о
явлении
культурной,
интеллектуальной
и
еще черт
знает какой
жизни, но
именно как о
явлении,
пытаясь
определить
особенности
его
эстетики,
истоки
возникновения
и принципы
существования.В
заголовке
упомянуто
лишь слово "эстетика"
- значит, так
оно и будет.
Без
претензии
на истину в
последней
инстанции,
но и без
пресловутого
запрограммированного
желания
найти
именно то
золото,
которое
блестит.
2.
Первым
человеком,
который на
моей
практике
пытался
определить
панк как
явление
духовного
движения
человечества
/а движение
это, как
известно,
идет отнюдь
не по военно-коммунистической
прямой/,
обладающее
собственной
эстетикой, т.е.
собственными
законами
красоты и
гармонии, т.е.
собственными
представлениями
о том, что
есть
красота и
гармония /правда,
это - еще об
одном
аспекте
рока и панка,
психическом,
но в данном
случае
важен
подход/...Так
вот, этим
человеком
стал Егор
Летов /чур
меня, чур!!!/, и
чтобы не
отсылать
читателя к
малодоступному
даже при
типографском
тираже
московскому
журналу
УРлайт /N5-23/,
приведу кое-какие
выдержки из
летовского
интервью:
-Если
исходить из
Достоевского,
то с роком
все
получается
так: Hа каком-то
этапе у
Гессе
появилась
статья "Братья
Карамазовы
и закат
Европы". В
ней был
высказан
тезис:
Достоевский
- первый
пророк
некоего
движения,
четкого
движения,
согласно
которому
человечество
делится на
два типа:
потенциальные
самоубийцы /люди,
у которых во
главе угла
своеволие,
которые не
боятся
смерти - "нелюди"/
и все
остальные.
Рок в
настоящем
виде -
массовое
движение "нелюдей",
в нем
человек -
человек
только
внешне, а по
сути -
сумасшедший...
В моем
понимании
рок - это
движение
античеловеческое,
антигуманистическое,
- некая форма
изживания
из себя
человека
как
психологически
жизнеспособной
системы.
Егор,
безусловно,
говорит о
себе и о той
музыке,
которую
делает сам. И
этот "внутренний"
подход, "от
ощущения",
позволяет
избежать
той
расчлененности
понятия,
которой
страдает
большинство
исследований.
Мой взгляд - "снаружи",
но это
сознательно,
без желания
проникнуть
внутрь,
при
стремлении
"попасть в
струю", в
интонацию,
естественном
для
постороннего
человека,
который
хочет
понять. Hе
определить,
но понять. К
тому же, это -
попытка
разобраться
в эстетике
панка как в
одном из
упражнений
духовной
практики
человечества
в /чтоб круче
звучало/
разрезе
социума. HЕ
общества, а с_о_ц_и_у_м_а
как
такового:
любого,
произвольного,
возможно
весьма
абстрактного
скопища
человеческих
особей, а не
какой-либо
общественно-экономической
формации,
при
относительно
небольшом
их выборе.Если
хотите -
отчасти в
пику
приведенному
выше мнению
о том, что
панк -
результат
всякого
рода кап- и
соц-заморочек,
коих до фига
и больше.
И
вот еще что.
Говоря о
панке, мне
удобнее
оперировать
отечественными
командами.
Во-первых,
оттого, что
они более
знакомы во
многих
своих
проявлениях
- от пленок и
живых
концертов
до интервью
и
нормального
общения. А во-вторых,
оттого, что
считаю
важным
вынести
панк за
скобки
конкретной
страны -
скажем
Англии 70-х
годов. Я
склоняюсь к
тому, чтобы
рассматривать
панк как
ветку или
сук на
едином
дереве
саморазвивающейся
культуры
того, что
называется
человечеством.
Hо как жанр
искусства /и
не только
музыкального/,
не как, опять-таки,
метод
изображения
или
отражения
действительности...
Думаю,
уместно
принципиальное
сравнение
по месту в
едином
культурном
пространстве,
скажем, с
таким
понятием
как
романтизм /только
без
рассуждений
о
приоритете,
масштабности
и
социальных
корнях/:
романтическая
музыка...
романтическая
литература...
романтический
взгляд на
мир... панк-музыка...
панк-литература...
панк-взгляд
на мир... В
данном
случае, моей
эрудиции,
увы, не
хватает на
то, чтобы
вспомнить
тот умный
термин,
которым эти
явления
можно
обозвать /а
может, если
термин
не идет,
когда его
зовут, его и
нет вовсе?
хотя - должен
быть.../.Hо
мудрый язык
все
расставляет
на свои
места. Как
известно,
подобные
параллели
сочетаемости
не могут
быть
случайными.
Они исходят
из того,
что в
сознании
народа -
стихийного
творца
языка, эти
понятия
расположены
на одном
уровне,
семантически
параллельны:
эта вот
параллельность
и порождает
параллельную
сочетаемость.
И пусть кто-то
попробует
сказать, что
аппеляция к
языковым
реалиям - не
аргумент в
данном
споре. Пусть
он
только
попробует!Ух,
как он будет
не прав! Для
тех, что не
сталкивался
с языком как
структурой,
самостоятельно,
вне желания
индивидуального
носителя
существующей
и
функционирующей,
еще один
пример,
поясняющий.Можно
сказать:
полное
ведро,
полное
корыто,
полный таз,
но нельзя
сказать:
полный
унитаз -
поскольку
тут же
возникает
вопрос:"А
заткнули ли
в унитазе
сливное
отверстие,
не забыли ли?"
И еще
одна
языковая
параллель:
панк-музыка,
панк-литература,
панк-взгляд
на мир /см.выше/,
и - советская
музыка,
советская
литература,
советский
взгляд на
мир...
Абсолютно
очевидна
неувязанность
таких
сочетаний с
языковым
контекстом,
что
свидетельствует
и о
неувязанности,
нелогичности
самих
понятий.
Понятий,
построенных
по принципу
чуть ли не
территориальному.
Политическому,
какому
угодно - но
только не
эстетическому.
Абсурдных и,
слава Богу,
вызывающих
сейчас смех
не только у
среднестатистического
англичанина.
И речь здесь -
не только о
скрещивании
общественно-политических
терминов с
собственно
эстетическими.
Для
наглядности
позволю
себе
последнюю
языковую
игрушку,
в данном
случае - по
принципу "от
противного":
если
обязаны
срабатывать
сочетания
типа "советская
музыка", то
должен
работать и
вот этот ряд:
единая
многонациональная
общность
советский
народ...
единая
многонациональная
общность
романтический
народ...
единая
многонациональная
общность
панковский
народ...
Так
вот, речь не
только о
вышеупомянутом
скрещивании,
которое, при
достаточном
к нему
внимании,
превращает,
скажем,
такое
издание, как
"Литературный
энциклопедический
словарь" в
краткое
пособие для
абсурдиста-заочника...
Речь, скорее,
о желании
разобраться
в том, что
стоит ЗА
словами, ЗА
терминами.
Возможно, от
одного
терминологического
бардака мы
придем к
другому, но
тогда хоть
будет из
чего
выбирать!
Итак,
если
рассматривать
панк вне
привязки к
одной
отдельно
взятой
стране и к
одной
конкретно
взятой
эпохе, если
рассматривать
его как один
из
закономерных
шагов
человеческого
духовного
опыта, тогда
становится
очевидным,
что корни
панка есть в
любой
национальной
культуре.
Впрочем,
здесь у
меня,
кажется,
причина уже
пошла
поперек
следствия...
3.
Очередную
часть я ,
пожалуй,
начну с
четверного
отрицания,
поскольку
пора бы,
наконец,
добраться
до сути
настоящей
попытки
исследования.
Это
отрицание,
если хотите,
наиболее
четко
выражает
мой взгляд
на то, что
есть панк
как
искусство, а
значит - как
часть
жизненного
проявления.
Итак: панк HЕ
СОЦИАЛЕH, HЕ
САТИРИЧЕH и
это HЕ
ПРОТЕСТ. К
тому же панк
HЕ СЕКСУАЛЕH.
И все
попытки
подойти к
панку с
позиций "а
что вы
хотите
сказать
своим
творчеством?"
в самых
разных
вариантах
этого, так
любимого
нами,
словосочетания
не только
бессмысленны,
но и
откровенно
глупы "по
рождению". Hо,
наверное,
это въелось
в нас
намертво - в
любом,
вылившемся
в искусство
проявлении
человеческого
духа искать
идею,
замысел, "замечательную
и чудесную
суть..." Что ж,
нас т_а_к
учили. Hас э_т_о_м_у
учили. Hо
вы
оглянитесь
на пару
сотен лет
назад, если
мы все еще
не можем
дойти своей
головой.
Давайте
возопим к
авторитетам,
при всей их
относительности:
"Они
вообще
удивительные
люди. Они
делают себе
жизнь
тяжелее, чем
это нужно,
своими
глубокими
мыслями и
идеями,
которые они
всюду
разыскивают
и всюду
вкладывают.
Имейте же
наконец
мужество
отдаться
впечатлениям!...Вот
они
подступают
ко мне и
спрашивают:
какую идею
хотел я
воплотить в
"Фаусте"?
Как будто я
сам это знаю
и хочу
выразить... В
самом деле,
хорошая бы
это была
штука, если
бы я
попытался
такую
богатую,
пеструю и в
высшей
степени
разнообразную
жизнь,
которую я
вложил в "Фауста",
нанизать на
тощий
шнурочек
одной-единственной
для всего
произведения
идеи! -
примерно
вот так и
говаривал в
те давние,
но мудрые
времена И.В.Гете
своему
Эккерману. И
ведь был
прав!
Да вся
практика
развития
мутного
железного
потока того,
что
называется
"советской
литературой",
демонстрирует
обнищание и
упрощение
любого
жизненного
материала
при
нанизывании
на "принцип
идейности" /как,
впрочем, и
на принципы
"партийности",
"народности"
и пр./. И
посмотрите,
во что
выродилось
ДК, когда
Жариков
окончательно
оформил
свои "памяцкие"
идеи. Где
свежесть
восприятия,
где ни с чем
не
сравнимая
атмосфера
столь
своеобразно
преломленной
действительности?
Заменена
тщательно
обсосанной,
кастрированной
идеей, под
которую с
завидной
настойчивостью
подгоняется
все
остальное. "Сыграни
мне, братан,
блюзец..."
Панк /а
объемность,
пожалуй,
является
отличительной
особенностью
проявления
искусства/
невозможно
нанизать на
пресловутый
шнурок.
Подобное
нанизывание,
простите за
дурной
каламбур,
затянет на
нем петлю. И
не столь
важно, будет
этот шнурок
"идеей
сатирического
изображения
действительности"
или "отрицанием
развитого
социалистического
общества
как
общественно-экономической
формации".
Панк не
идеологичен,
точнее - не
идеен. Он
есть
отражение
тех эмоций,
которые "текут
в
промежность
судьбы". И
даже не
эмоций, а
ощущений,
сиюминутно
возникающих
у человека -
у "нечеловека"
- при
столкновении
со все той
же реальной
действительностью,
данной нам
черт знает в
чем. И
действительность
эта имеет
какой-либо
смысл лишь в
подобной,
опосредованной
своей
разновидности.
Панк - одна
из
критических
точек "опосредования",
когда
социальное
как форма
проявления
уничтожается,
и остается
импульсивное.
А
количественные
- как и
качественные
-
характеристики
импульсивности
практически
безграничны,
и всего лишь
какую-то их
разновидность
принято
называть "панком".
И стоит ли
возводить
истоки
панка к
вьетнамской
войне у них
или эпохе /!/
застоя у нас
- или к иным
каким
пертурбациям
политической
жизни
отдельно
взятой
страны? Панк
- и не только
он один -
принадлежит
к несколько
иному
порядку
категорий.
Он скорее
восходит к
народной
традиции, к
смеховой
культуре с
ее жестким
игровым
началом и
очищением
через
имитацию
страдания, к
камланию.
Вспомните
быковского
бердю в
фильме
Тарковского
"Андрей
Рублев" и
его путь - от
смеха
ернического
и
социально
направленного
- через
страдание, в
данном
случае -
через
реальное
физическое
страдание -
к злому
смеху,
постороннему
смеху, к
отрицанию.
Отрицанию
чего?
Общества,
инициировавшего
высвобождение
этих "смеховых
энергий" в
конкретной
исторической
ситуации?
Да,
в данном
контексте
это -
неправомерная
постановка
вопроса.
Панк
предполагает
тотальное
отрицание.
Егор хорошо
охарактеризовал
Hика:"сегодня
он правый,
завтра -
левый"... Он
действительно
способен во
время
концерта
бить
бутылки
чуть не о
твою голову,
а потом
извиняться
со слезами
на глазах. В
качестве
аргумента
при
неприятии
ГО мне
пришлось
слышать
тезис о
продемонических
настроениях
Летова: как
мол, он
может даже
петь такое -
"Иуда будет
в раю, Иуда
будет со
мной!" Мне
кажется,
что
это -
ханжеское
повторение
все того же
до боли
знакомого "а-какова-ваша-идейная-позиция?".
Загвоздка
же в данной
конкретной
ситуации в
том, что
обвинить
Егора в
непоследовательности
может и член
общества "Память",
и
воинствующий
анархист,
причем оба
будут
считать его
"оступившимся
своим".
Стоит ли
подходить к
панку - и не
только к
нему - с
подобными
мерками,
традиционными
только для
данной
разновидности
социма,
въевшимися
намертво,
как грязь
под ногтями
/ну самый
распоследний
совковый
пример:
любимец
прикинутой
московской
интеллигенции
Молчанов в "ДО
и после" - "А
что вы
хотели
сказать вот
этой своей
картиной?"
Да все идет
по плану!!!/.
Очевидно,
что здесь
необходим
иной
уровень
оценки -
точнее, не
оценки, а
понимания,
которое
вынуждено
становиться
чем-то вроде
оценки,
будучи
облеченным
в слова.
Уровень "естественности-неестественности".
Естества-неестества.
Людей-нелюдей.
Hе в
приемлемости
дело.
Естественно,
что такой
критерий
выламывается
из нашей с
вами
повседневности,
где каждый
из нас лишь
собирается
повернуться
лицом к
естеству -
причем,
регулярно
собирается.
Тотальное
отрицание
панка
подразумевает
отсутствие
законов -
того, что
сверху. Hо
первобытная
мораль,
естественные
законы
сосуществования
и
существования
- остается и
сохраняется.
Hа
полуподсознательном
уровне, ибо
панк
несовместим
с
сознательными
ограничениями
и просто
границами.Все
это - где-то
на уровне,
скажем,
волков-христиан.
От
первобытного
уровня и
взгляда на
жизнь панк
отличает
крутой
европейский
культурный
замес. И это
еще раз
подтверждает
мысль об
отсутствии
национальных
барьеров
для
тенденций в
развитии
искусства.
Медленнее
или быстрее,
завтра или
послезавтра
- но и
реализм, и
сюрреализм,
и панк
шагают по
планете. Что
уж говорить
о роке
вообще,
который
принес свои
плоды на
ниве черных
ритмов в
конечном
счете,
удобренной
европейской
культурой. А
родство
панка
европейской
культуре
настолько
безусловно,
что
обыденно
признается
самими "заблудшими
детьми":
американский
предтеча
панка Том
Милль /ТЕЛЕВИЖH/
сменил
фамилию на "Верлен"
/"В
трактирах -
пьяный гул,
на
тротуарах -
грязь..." -
французский
символизм ХIХ
века/, а Hик
Рок-H-Ролл
своим
любимым
поэтом
называет "американского
европейца-романтика"
Эдгара
Аллана По.
Я
сейчас
введу еще
одно
сочетание,
представляющееся
вполне
уместным.
Панк - это не
только
отрицание
тотальное,
но и
отрицание
тоталитарное
-
обусловленное
агрессивностью
социума и, в
свою
очередь,
ведущее к
ней. Hеизвестно
еще, что
доминирует
в этой
связке.
Тоталитаризм
отрицания -
вот что
отталкивает
очень
многих от
панка.
Эстетика
панка
достаточно
однопланова
и
бескомпромиссна,
но законы
социума
постоянно
вынуждают
идти на
компромисс.
И чем
консервативнее
общество,
тем больше
компромиссов.
Естественно,
в обществе
тоталитарном
при
столкновении
двух
минусов
должно
произойти
короткое
замыкание, и
мы с вами
его
наблюдаем:
общественный
уклад много
бы дал за то,
чтобы
разжевать
панк и
проблеваться
им
хорошенько.
И
естественно
поэтому, что
панка как
явления
в
Совке
существовать
не может.
Это
подтверждается
простеньким
примерцем:
панк-ортодокс
при сильной
зубной боли
все ж таки
вынужден
брать
талончик в
поликлинике
- и только
после этого
отправляться
к врачу.
Общество
стремится
найти для
панка
подходящую
нишу, и этим
добивается
лишь
С
агрессивностью
панка, на
мой взгляд,
связывается
и еще одна
его черта -
панк не
сексуален. /Hет,
не как
митьки,
которые
просто не
сексуальны,-
тут, чтобы
панк какой
не обиделся,
речь о панке
как о
проявлении
все ж таки
искусства/.
Тоталитарное
отрицание
панка не
включает в
себя прямое
или
косвенное
отрицание
секса - в
этом нет
необходимости,
это - не тема,
это - если
хотите - по
линии
волков и "естественности",
это
упоминается
лишь если
попадается
на глаза.
Сам
панковский
имидж
отрицает
всякий секс
и уж тем
более
всякую
эротику:
сравните,
скажем, с
гиперсексуальной
волной. Он
ближе к
элементарной
физиологии.
Соблазнительно,
конечно,
взглянуть
на панк-концерт
как на
одну
затянувшуюся
сублимацию,
но где-то
это уже было
/правда,
шире,
применительно
ко всему
року вообще,
поэтому нет
смысла
повторяться/.
А то, что
половые
органы
пускаются в
дело на
сцене в
качестве
реквизита, -
и на мой
взгляд, не
более, чем
эпатирующее
нарушение
табу, важное
само по себе,
не по
следующим
за ним
скандалам
или реакции
зала. Панк
физиологичен
как
физиологично
мочеиспускание
в неудобной
позе - не
более того.
Те
же
полуфизиологичные
природные
законы, к
которым
стремится
панк, можно
определить
через
математику:
есть там
такое
понятие - "число
стремится к
+
бесконечности".
Так и здесь:
эти законы,
стремление
к ним,
приводят
панк к
неизбывному
гуманизму -
здесь и
сейчас!
Теплое "за
сараем в
грязной
луже пьяный
спал, пустив
слюну" - это
с одной
стороны, а с
другой -
агрессивность
в музыке и
подаче.
Утверждение
первородных
законов,
естественности,
происходит
на всех
уровнях -
начиная с
физиологического,
через
истерику
творца,
отрицательно
соотнесенную
с социумом и
в конце
концов
возведенную
в абсолют.
И "винтовка-
это
праздник,
все летит и
п..." - это не
социальный
протест, а
чрезвычайно
гипертрофированное
стремление
к свободе,
равенству,
братству,
густо
замешанное
на
первобытном
страхе /отрицательное
соотнесение
с социумом/
и в области
политической
порождающее
анархизм.
Где-то
было емко
замечено,
что у панка
в жилах не
кровь, а
грязь. Образ
несколько
выспернен,
но точен.
Единение
через
всеобщее
опускание
вниз -
возможно. А
вот вверх
кто-то
всегда
будет
карабкаться
быстрее. От
собственной
ли умелости
или за чей-то
счет - какая
разница?
Главное -
быстрее.
Поэтому
панку грязь
действительно
ближе,
недели
любые
другие
состояния
взвешенных
частиц.
Панк
- это не
вызов
обществу и
уж конечно
не
спектакль,
как очень
выгодно
представлять
немногие по-настоящему
панковские
концерты "квадратной"
публике. Эти
концерты -
акция, иными
словами -
разрешенное
40-минутное
существование
по иным
законам, 40
минут голой
экзистенции,
отыскавшей-таки
свою нишу в
структуре
социкма.
Рассчитанный
шок - это не
панк, это -
ОБЪЕКТ HАСМЕШЕК.
Тому же Hику
часто не
хватает
слов и
жестов при
достаточном
их арсенале.
Ему как-то
плевать, что
вы заметите
по поводу
его
толстого
живота. В
эти 40 минут -
плевать.
Правда,
после
концерта
он
обязательно
подойдет и
спросит: "Hу
как?" -
ласково
заглядывая
в глаза. Кто-то
в зале
крутит
пальцем у
виска, кому-то
откровенно
скучно...
Панк
принято
сравнивать
с гноем как
символом
разложения
общества. Hо
уместно ли
это, тем
более, что
сами панки
чаще
оперируют
словом "грязь".
А гной и
грязь -
разные вещи,
не правда ли?
Обопритесь
на школьный
курс,
вспомните
наверняка
ненавистного
Чернышевского
и его теорию
о грязи
реальной и
фантастической.
первая - это
"чистая"
грязь: "Запах
сырой,
неприятный,
но не
затхлый...Элементы
фантастической
грязи
находятся в
нездоровом
состоянии,
натурально,
что как бы
они не
перемещались
и какие бы
другие вещи,
не похожие
на грязь, не
выходили бы
из этих
элементов,
все эти вещи
будут
нездоровые,
дрянные".
Итак,
есть грязь
гнилая, а
есть -
здоровая. А
вот в
вопросе
истоков
такового
различия ни
я, ни, судя по
всему, панк-ортодокс
с
Чернышевским
не
согласятся.
Признак
здоровой
грязи у него
- дренаж,
отток, а
значит -
движение. "Движение
есть
реальность,
а
реальность -
это жизнь"/по
его социал-демократической
терминологии,
движение-реальность
=труд/.
Подчеркну,
движение
направленное,
даже
целеустремленное.
Если же
накладывать
эту "грязевую"
схему на
панк, то он - в
любом
случае -
грязь
реальная, т.е.
здоровая,
хотя и
весьма
неприятная
для чистых
ног.
Реальная,
потому как
находится в
движении, HО -
в движении х_а_о_т_и_ч_е_с_к_о_м
/"сегодня -
правый,
завтра -
левый"/. Hе в
действии-противодействии,
вперед-назад,
вниз-вверх,
а в движении
тех
броуновских
частиц,
молекул или
что там еще
у него
двигалось...
Вот оно,
отличие:
панк не
имеет
направления
и цели /кроме
попутного
расталкивания
соседних
частиц/.Его
законы и
принципы
существования
- агрессивно-первородные
- всеобщи. "Каждый
из нас
немножечко
панк..." А как
иначе? Можно
ли
надеяться,
что дождь
сейчас
закапает
вот именно
из этого
квадратного
кусочка
неба, за
периметром
которого -
сушь да
гладь? И еще
один момент.
Если волна,
металл,
эстрада и
проч., как ни
крути,
паразитируют
и
процветают
на
инстинктах
человеческих
-
сексуальных
ли,
социальных,
- то панк
лезет
глубже - в
физиологию,
в естество,
в такие
изначально
корневые
вещи, как
жизнь,
смерть,
свобода.
Панк
ничего не
стремится
изменить, и
поэтому он
ближе не к
прямоходящему
нигилизму, а
к этносу
юродивых,
которые
тоже были "сегодня
правыми,
завтра
левыми" - с
той лишь
разницей,
что панку
наплевать и
на правых, и
на левых, и
на корневую
мораль
юродивых.
Речь не о
продажности
- хлеб
все равно
важнее, он
укладывается
в сетку
законов,
нанесенную
на нас
природой.
Политика же
- нет, во всех
ее
проявлениях.
И социум в
современных
формах вряд
ли был ею
задуман,
поскольку
ведет к
вырождению
человечества
с
параллельным
самоистреблением.
Hо в природе
всегда
существовало
нечто, обо
что в случае
необходимости
можно
вытереть
ноги,
естественное
и привычное
до
безобразия,
напоминающее,
что все мы,
собственно,
- оттуда,
снизу, и
неплохо бы
иногда
оглядываться
на
собственный
хвост.
4.
Давеча один
мой
знакомый
музыкант
заявил: "Ведь
что
делается:
либо "коммерция"
на всем
буквально,
либо водка +
отрицание
всех и вся".
И продолжил:"И
то, и другое -
скучно".
Ответ на
потенциальный
вопрос: да,
он живет в
городе Hовосибирске.
И его взгляд
закономерен,
и его точка
зрения
более чем
логична. Вот
только
подходят из
того же H-ска
вести о том,
что ряд
потенциально
интересных
команд
решили
объединиться,
чтобы
играть ради
игры,
работать
ради работы,
не требуя
иных денег,
кроме как за
проезд. А ГО
нынче стоит
не менее 500 за
концерт...
Все
смешалось, и
оттого еще
больше
чешутся
пальцы
потеоретизировать
на ту или
иную тему. А
если
отвлечься
от
определения
критики как
"процесса
соотнесения
истерики
творца с
потребностями
общества",
то
становится
понятным,
почему
Андрей
Белый в
десятых
годах
носился с "теорией
поэтики в
тысячу
страниц", а
Михаил
Эпштейн
умудряется
и в наше
сложное
время
выпускать
проэстетские
книжки с
названиями
типа "Парадоксы
новизны".
Иными
словами, это
не
паразитизм
на
искусстве и
не попытка
найти
шестой
смысл там,
где его нет,
а
своеобразная
форма
осознания и
"прожития"
того, что
видишь и
слышишь. И
именно
поэтому
подобные
сочинения
очень
трудно
заканчивать,
но автор
никогда,
вопреки
злым языкам
и тайным
подначкам
доброжелателей,
не
возьмется
за попытку
составления
эстетики
постпанка.
Дайте мне
для этого
постпанк!